Вьяса сказал:

  1. Выслушав эти слова мудрецов, святых душ, Сута подумал о Шиве и сказал им следующее.

 

Глава 2

“Ответы, устраняющие сомнения мудрецов”

 

Сута сказал:

  1. “О святые мужи, вопрос, заданный вами мне, весьма актуален /своевременен/. Движимый любовью к вам, я, помня моего учителя /Вьясу/, благодетеля всех трех миров, все поведаю вам. Вы же все слушайте внимательно!
  2. Вся сущность /учения/ Веданты содержится в превосходной “Шива Пуране”. Она, устраняя все грехи, дает возможность постичь высшую Истину /Брахмана/.
  3. О брахманы, великая слава Шивы, что разрушает грехи кали-юги, сама раскрывает себя в /этой/ Пуране и дарует четыре плода.

Примечание: Четыре плода – 4 ценности человеческой жизни: Дхарма – религиозные, духовно-этические ценности; артха – социальное благополучие, процветание и престиж; кама – чувственные наслаждения /от сексуальных до таких как наслаждения произведениями искусства/; мокша /мукти/ – конечное освобождение от нескончаемого чередования перерождений в различных формах существования.

  1. Благодаря целенаправленному изучению этой в высшей степени превосходной “Шива Пураны” почтенные брахманы достигают спасения.
  2. Лишь до тех пор, пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире, брахмахатья /грех убийства брахмана/ и другие грехи множат себя сами.
  3. Лишь до тех пор, пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире, злые предвестники кали-юги беспрепятственно появляются.
  4. Лишь до тех пор, пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире, различные священные тексты противоречат друг другу.
  5. Даже великому человеку трудно постичь принципы /Учения/ Шивы лишь до тех пор, пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире.
  6. Безжалостные слуги Ямы /бога смерти/ появляются без страха лишь до тех пор, пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире.
  7. Все другие Пураны звучат вызывающе на земле лишь до тех пор, пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире.
  8. Все святые центры погружаются во взаимное соперничество и споры на земле лишь до тех пор, пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире.
  9. Все мантры торжествуют во взаимных спорах лишь до тех пор, пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире.
  10. Все места паломничества соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире.
  11. Все алтари и пьедесталы соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире.
  12. Все /жертвуемые/ дары соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире.
  13. Все боги соперничают друг с другом лишь до тех пор,пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире.
  14. Все философские доктрины соперничают друг с другом лишь до тех пор, пока “Шива Пурана” не превознесена высоко в мире.
  15. О лучшие среди брахманов-мудрецов, я не в состоянии адекватно описать плод результата чтении и слушании этой “Шива Пураны”.
  16. И все же, о безгрешные, я вкратце опишу ее величие, как поведал мне /мой учитель/ Вьяса. Пожалуйста, слушайте внимательно.
  17. Тот, кто прочтет /хотя бы одну-/ единственную шлоку или хотя бы половину ее, мгновенно становится свободным от греха.
  18. Тот, кто ежедневно с преданностью и благоговением ежедневно читает “Шива Пурану” сколько может, называется дживанмуктой /освобожденным при жизни/.
  19. Тот, кто продолжает почитать эту “Шива Пурану” каждый день, обретает, без сомнения, заслугу ашвамедхи /ведийского жертвоприношения коня/.
  20. Тот, кто страстно желает достичь известного положения в жизни и слушает /чтение/ “Шива Пураны” даже от другого лица, а не от меня, освобождается от греха.
  21. Тот, кто совершает поклонение возле этой “Шива Пураны”, несомненно достигает плода /результата/ почитания всех богов.
  22. Пожалуйста, слушайте о весьма похвальном благе, обретаемым тем, кто размножает “Шина Пурану” и дает /дарит/ текст ее преданным Шивы.
  23. Он обретет благо – труднодостижимое в мире! – равное изучению всех Писаний и комментированию Вед.
  24. Тот, кто соблюдает пост в чатурдаши /4-й день лунного месяца/ и придерживается обсуждения и разъяснения “Шива Пураны” в собрании преданных Шивы, – самый превосходный среди всех /людей/!
  25. Он обретет заслугу повторения Гаятри-мантры по слогам и будет наслаждаться всеми мирскими радостями здесь и достигнет освобождения впоследствии.
  26. Я поведаю вам о благе, обретаемом тем, кто читает или слушает это соблюдая пост в чатурдаши и бодрствуя /тогда/ ночью.

30-31. Истинно, несомненно истинно, что он обретет благо, равное заслуге человека, жертвующего щедрые дары, равные по весу его собственному телу, брахманам с Вьясами /?/ над их головой во время полного затмения солнца, многократно, во всех святых местах – в Курукшетре и других.

  1. Индра и другие дэвы /боги/ с нетерпением ожидают указаний человека, днем и ночью распевающего шлоки “Шива Пураны”.
  2. Священные обряды, совершаемые человеком, регулярно читающим или слушающим “Шива Пурану” эффективнее в миллионы раз, чем обычные.
  3. Тот, кто читает раздел “Рудра Самхита” из “Шива Пураны” с чистым и сосредоточенным умом, становится очищенной душой в течении трех дней даже если он до этого убил брахмана.
  4. Тот, кто читает раздел “Рудра Самхита” трижды в день возле образа Бхайравы, воздерживаясь от суетных разговоров, добьется исполнения всех /своих/ заветных желаний.
  5. Если убийца брахмана совершает ритуальный обход деревьев вата и бильва, повторяя шлоки из “Рудра Самхиты”, то становится очищенным от греха брахмахатьи.
  6. “Кайлаша Самхита” еще более велика, чем та /т.е. “Рудра Самхита”/. Она по значению и положению равна Ведам, ибо разъясняет смысл пранавы /священного слога “ОМ”/.
  7. О брахманы, только Господь Шива знает все величие “Кайлаша Самхиты”. Вьяса знает половину его, а я – половину того, что знает он.
  8. Я поведаю вам только часть этого /знания/ ибо все рассказать невозможно. Постигая это, люди мгновенно достигают чистоты своих умов.
  9. О брахманы, искавшие это /знание/ всегда и сейчас! Я не вижу греха, который нельзя было бы победить /преодолеть/ с помощью “Рудра-Самхиты”.
  10. Испивая нектар, приготовленный Господом Шивой после пахтания океана Упанишад и переданной /Им/ Кумаре/Карттикейе/, преданный становится бессмертным.
  11. Человек, стремящийся совершить искупающие грех брахмахатьи обряды, должен читать эту самхиту /раздел/ в течении месяца. Так он избавится от греха.
  12. Просто прочитанная вслух, эта самхита разрушает грехи принятия пожертвования от нечестивых, принятия недозволенной нечистой пищи и сквернословия.
  13. Благо, обретаемое человеком, что читает эту самхиту в храме Шивы /расположенном/ в роще деревьев бильва, слова не в состоянии даже описать.
  14. Если кто-либо читает эту самхиту с преданностью во время совершения шраддхи /поминального ооряда/ и брахмана-бходжаны /ритуального угощения брахманов/, то все его питри /предки-мужчины/ достигают великого мира Шивы.
  15. Преданный, соблюдающий пост в день чатурдаши и читающий эту самхиту под деревом бильва, прямо отождествляется с Шивой и почитаем богами.
  16. /И/ Другие самхиты, несомненно, приносят благо исполнения всех заветных желаний. Эти же две самхиты /т.е. “Рудра Самхита” и “Кайлаша-Самхита”/ особенно превосходны, потому что они полны описания божественных лил /игр/ и божественного знания.

Примечание: лила – непостижимая для обыденного разума и чувств божественная игра Бога. Слушание и чтение пуранических сказаний, описывающих всевозможные лилы Бога Шивы и Его Божественной Супруги, очищает ум и чувства слушающего, делая его способным постигать божественные истины, невыразимые словами и понятиями. Поэтому для тех, кто идет к Бого-постижению через бхакти – любовь и преданность – наиболее важными представляются именно те разделы Писаний, где содержатся описания божественных лил, а не разделы, разъясняющие отвлеченную философию, ритуалы и практическую йогу. Интеллектуал /джняни/, напротив, ценит именно “более серьезную” сторону Писаний, считая повествовании о божественных лилах “мифом”, “сентиментальностью” и т.п. Для бхакт же повествования о Божественных лилах особо дороги, так как само чтение и слушание их вызывает в преданных состояние бхакти-бхавы /экстатически переживаемые любовь и радость/. Просто восхищающийся деяниями и лилами Божества, бхакта, несомненно, гораздо более предан почитаемому им Божеству, чем рационально мыслящий интеллектуал. Поэтому достижение состояния освобождения для бхакты намного доступнее ввиду его бескорыстной, почти детской веры и любви. В целом, более легкий и более приятный подход бхакти-йоги в большей степени приемлем для большинства людей, обычно не искушенных в премудростях философии и практической йоги, нежели интеллектуально-рациональный метод джняна-йоги. Хотя в идеале бхакти и джняна ни в коей мере не изолированы друг от друга. Шиваитское Учение, подробно излагаемое в “Шива Пуране”, сочетает в себе черты и философию адвайты /недуализма/, и практический ритуализм, и йогу, и бхакти. 

Наиболее полную картину духовной практики “бхакти-йоги” – йоги любовной преданности Всевышнему, даётся в “БХАГАВАД-ГИТЕ” (“Песнь Бога”). Это священном Писании большей частью состоит из слов Самого Всевышнего, и поэтому признаётся – квинтэссенцией всей ведической мудрости. Подроднее с БХАГАВАД-ГИТОЙ можно ознакомиться на нашем сайте, по ссылке (откроется в дополнительном “ОКНЕ”): — БХАГАВАД-ГИТА как она есть —

Продолжение Шива пураны

  1. Так, “Шива Пурана”, превозносимая наравне с Ведами, изначально создана Самим Богом Шивой и сопоставима с Высшим Брахманом.

Примечание: поскольку “Шива Пурана” вся проникнута духом недуализма /адвайты/, то всеми своими подходами, поучениями и методами она позволяет дживе /индивидуальной душе/ осознать свое единство с Шивой, т.е. Брахманом, или Абсолютом. Помогая дживе на практике осуществить важнейший идеал Вед и Веданты – принцип недвойственности и единства – , “Шива Пурана” сама как бы является Брахманом, о которым в данной шлоке и сравнивается. А поскольку постижение Брахмана – главная цель Вед, то “Шива Пурана”, дающая практические методы для реализации этой цели, и превозносится наравне с Ведами”.

49-51. Изначально “Шива Пурана” была весьма объемна и состояла из двенадцати священных самхит /сборников,разделов/: 1.Видьешвара- самхиты; 2.Рудра-самхиты; 3.Вайнаяка–самхиты; 4.Аумика /Ума-/ -самхиты; 5.Матри-самхиты; 6.Рудрайкадаша-самхиты; 7.Кайлаша-самхиты; 8.Шатарудрака-самхиты; 9.Сахасракотирудра-самхиты; 10.Котирудра-самхиты; 11.Ваявийя-самхиты; и 12.Дхармасамджня-самхиты. О брахманы, я сообщу о количестве шлок в тех самхитах. Пожалуйста, слушайте с надлежащим вниманием.

  1. Первая самхита Видьешвары /”Владыки Знания”/ состояла из 10 тыс. шлок. Раудра-, Вайнаяка-, Аумика- и Матри-самхиты состояли из 8 тыс. шлок каждая.
  2. О брахманы, Рудрайкадаша-самхита состояла из 13 тыс. шлок.Кайлаша-самхита – из 6 тыс. шлок и Шатарудра /ка/ -самхита – из 3 тыс. шлок.
  3. Котирудра-самхита состояла из 9 тыс. шлок, Сахасракотирудра-самхита – из 11 тыс. шлок.
  4. Ваявийя-самхита состояла из 4 тысяч шлок и Дхарма /самджня/-самхита из 12 тыс. шлок. Таким образом, вся полная “Шива Пурана” содержала /в себе/ сто тысяч шлок.
  5. Эта же /теперешняя редакция “Шива Пураны/ – сжато изложена Вьясой в 24 тыс. шлок. Что примерно четверть изначальной /Шива/ Пураны и он /т.е. Вьяса/ оставил семь самхит.
  6. /Общее, целостное/ знание Пуран со времени начала творения, порожденное Шивой содержало 100 крор /тысячу миллионов/ шлок.
  7. В крита /сатья-/ -югу Двайнаяна и другие сжато изложили его /т.е. Знание Пуран/ в 400 тыс. шлок, которые с началом двапара-юги были разделены на 18 отдельных Пуран.

Примечание: 18 Пуран, упоминающихся здесь,составляют канонический список из 18-ти Махапуран/”великих Пуран”/. Шесть из них связаны традиционно с шиваитской традицией, шесть – с вишнуизмом, а остальные шесть являются смешанными по своему характеру, хотя формально акцентируют важность Бога-Творца Брахмы. Шиваитские Маханураны: “Матсья Пурана”, “Курма Пурана”, “Линга Пурана”, “Шива Пурана”, “Сканда Пурана” и “Агни Пурана”, а также “Вайю Пурана”, обычно включаемая в состав “Шива Пуран” и отдельно от последней не рассматриваемая/. Помимо 18-ти Махапуран имеются еще и 18 упапуран /”второстепенных пуран”/, также считающихся каноническими. С традицией Шиваизма и Тантры особенно связаны следующие упапураны: “Деви-Бхага ватам” /”Девибхагавата Пурана”/ и “Калика Пурана”. В двапара-югу вишнуитские Пураны и Агамы определяли образ жизни и характер поклонения последователей Санатана Дхармы. В кали-югу приоритет отдается шиваитским Пуранам и, в особенности, шиваитким и шактистским Агамам и Нигамам /т.е. Тантрам, хотя для самих вишнуитов /вайшнавов/ вишнуитские Писания продолжают оставаться авторитетными источниками вероучения и практики. Тем не менее, в кали-югу на все существа ложится долг почитать Шиву и Шакти Дэви согласно шиваитских Пуран и Тантр.

  1. Среди них – “Шива Пурана”, содержащая 24 тыс. шлок в 7-ми самхитах. Эта Пурана ставится вровень с Ведами.
  2. Первая самхита называется Видьешвара, вторая – Рудра, третья Шатарудра, четвертая – Котирудра,
  3. Пятая – Ауми /Ума/, шестая – Кайлаша и седьмая – Ваявийя. Это семь самхит.
  4. Так божественная “Шива Пурана”, состоящая из семи самхит, ставится вровень с Ведами, в соответствии с освобождением, которое она несет более чем что-либо еще.
  5. Тот, кто читает “Шива Пурану” – полностью все 7 самхит – с преданностью – дживанмукта.
  6. Сотни других священных текстов – таких как Веды, Смрити, Пураны, Итихасы и Агамы – не сравнимы даже с 16-й частью этой “Шива Пураны”.

Примечание: Веды – Ригведа, Самаведа,Яджурведа и Атхарва веда /т.н. “Четыре Веды”/, а также Брахманы /ритуальные дополнения Вед/, Араньяки /священные тексты, описывающие правила жизни для подвижников и отшельников/ и Упанишады, излагающие философскую часть Вед – Веданту. Смрити – многочисленные дхармашастры /такие как “Законы Ману” и т.п./, являющиеся Священным Преданием брахманизма и определяющие законы варнашрамы. Пураны – “сектантские” поздневедические Писания, связанные с традициями отдельных ветвей Санатана Дхармы – шиваизма, вишнуищма, шактизма и смартизма. Пураны отличаются энциклопедическим характером изложения. Итихасы – эпические произведения поздневедической литературы: Рамаяна, Махабхарата /включающая в себя знаменитую “Бхагавад-Гиту”/ и др., примыкающие к Пуранам. В основном связаны с вишнуитской традицией. Агамы – Писания, излагающие практические методы реализации истин Санатана Дхармы /ритуалы, магию, йогу и т.п., с учетом особенностей кали-юги. Шиваитские и шактистские Агамы и Нигамы /разновидность Агам/ принято называть Тантрами. В кали-югу авторитет Агам ставится выше остальных ведических Писаний. “Шива Пурана” в ее нынешней редакции была составлена Вьясой задолго до наступления кали-юги, поэтому исключительное положение “Шива Пуран” по сравнению с другими Писаниями постулируется. Самые сокровенные из Агам /Тантр/, составляющие т.н. “Пятую Веду” в то время еще не были дарованы Шивой./ Перед наступлением кали-юги Шива являет – ради спасения всех существ – самую сокровенную часть Ведийского Знании – Паньчамаведу /Пятую Веду/, т.е. тантрический канон. Во времена написания “Шива Пураны” Паньчамаведа еще не была явлена Шиной, оставаясь скрытой /гухья/ Шастрой. С обнародованием “Маханирвана Тантры” и др. частей Паньчамаведы значимость Вед, Пуран и др. Шастр существенно снижается, т.к. все санатани/ адепты Санатана Дхармы/ обязаны следовать предписаниям Тантра Шастры, становящейся основной Шастрой для эпохи кали-юги. Однако шиваитские Пураны сохраняют свою авторитетность по мере того, как согласуются с Тантра Шастрой. В случае же расхождения во мнениях, принимается, безусловно, точка зрения Тантр.

  1. “Шива Пурана”, преподанная вначале Шивой, затем вкратце была изложена Вьясой, преданным Шивы. Она /т.е. изложение Вьясы/ – ясное и краткое, а поэтому оказывает помощь всем живым существам. Как победитель трех препятствий /физического, мирского и божественного/, она не имеет себе равных. Она изливает добро и благо.

66-67. Не вводящая в заблуждение /не обманчивая/ незамаскированная добродетель превознесена в ней. Она, по сути, сущность мудрости Веданты. Она содержит мантры и три цели жизни и вещи, постигаемые мудрыми людьми с непредубежденными умами. “Шива Пурана” наилучшая среди Пуран, превозносящая Высшую Реальность, что сияет в Ведах и Веданте. Тот, кто читает и слушает ее с преданностью, становится любимцем Шивы и достигает высочайшего положения.

— ЧИТАТЬ 3 ГЛАВУ —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *