1. Сута сказал: Теперь будет объяснено поклонение земляному лингаму согласно ведическому обряду. Оно приносит поклоняющимся в соответствии с ведической системой мирские наслаждения и освобождение.
2. Пусть верующий совершит омовение согласно предписаниям священного закона. Пусть он должным образом прочитает молитвы сандхья. Выполнив Брахма-яджню, одно из пяти ежедневных жертвоприношений, пусть он совершит тарпану (ритуальное возлияние воды с целью умилостивить предков).
3 – 4. Завершив ежедневные обряды, пусть он, ни на миг не забывая о Господе Шиве, нанесет на тело священный пепел и наденет рудракшу. Пусть он затем, чтобы достичь совершенного блага, с великой преданностью поклоняется несравненному земляному лингаму согласно ведическим предписаниям.
5. Поклонение земляному лингаму следует совершать на берегу реки или пруда, на вершине горы, в лесу или в храме Шивы. Место (поклонения) должно быть чистым.
6. О брахманы, пусть он принесет глину из чистого места и тщательно сделает лингам.
7. Брахман должен использовать белую глину, кшатрий – красную, вайшья – желтую и шудра – черную. Если найти глину соответствующего вида не удается, можно использовать любую, что есть под рукой.
8. Взяв глину, пусть он положит ее в благоприятном месте, чтобы сделать изображение.
9. Чисто промыв глину водой и не спеша смесив ее, пусть он, согласно указаниям Вед, изготовит прекрасный земляной лингам.
10 .Пусть он затем с преданностью поклоняется ему, чтобы обрести мирские наслаждения здесь и освобождение в мире ином.
11. Принадлежности для поклонения следует окропить водой, читая мантру «Намах Шивая». Посредством мантры «БхУраси…» место обретает святость.
12. Следует освятить воду мантрой «АпосмАн…». Следует совершить обряд «пхатика-бандха» с мантрой «Намасте Рудра».
13. Пусть чистота места поклонения будет усилена с помощью мантры «ШамбхавАйа…». Следует окропить водой панчамриту1, читая мантры со словом «намах» впереди.
14. Пусть будет с преданностью проведено превосходное установление лингама Шивы с мантрой «Намах Нилагривая» (Почтение Синешеему).
15. Пусть поклоняющийся, следующий ведическому пути, с преданностью преподнесет прекрасное сиденье с мантрой «Этатте РудрАйа…»
16. Пусть с мантрой «МА но махАнтам…» будет выполнен призыв (авахана). Пусть с мантрой «Йа те РудреНа» будет произведено усаживание (упавешана).
17. Пусть с мантрой «ЙамиШум…» будут выполнены ньясы (ритуальные прикосновения к различным частям тела, означающие его освящение). С мантрой «Адхйавочат…» следует любовно поднести благовония.
18. Следует выполнить ньясу божества с мантрой «Асау джИва…». С мантрой «Асау йовасарпати…» следует совершить обряд приближения (упасарпана) к божеству.
19. С мантрой «Намосту НИлагрИвАя» (Поклоны Синешеему) следует поднести воду для омовения стоп (падью). Воду для почтительного приема (аргхью) следует поднести с Рудра-гаятри, а воду для ополаскивания рта (ачаману) – с Трьямбака-мантрой.
20. Обрядовое омовение молоком следует выполнять с мантрой «ПайаХ пр.итхивйАм…». Обрядовое омовение простоквашей – с мантрой «Дадхи крАвнаХ…».
21 – 22. Обрядовое омовение гхи пусть совершается с мантрой «Гхр.итам гхр.итайАвА…». Обрядовое омовение медом и патокой следует совершать с тремя гимнами, начинающимися с «МадхувАтА…», «Мадху нактам…», «МадхумАннаХ…». Вот объяснение омовения панчамритой. Или можно совершать омовение панчамритой с падья-мантрой «Намосту Нилагривая».
23. Повязывание пояса (кати-бандхана) следует с преданностью совершать с мантрой «МА настоке…». С мантрой «Намо дхр.иШНаве…» следует преподнести кусок ткани, служащий одеждой для верхней части тела.
24. Пусть благочестивый исполнитель ведических обрядов, с четырьмя гимнами, начиная с «ЙА те хети…», должным образом преподнесет Шиве одежду (вастра-самарпана).
25. Пусть с мантрой «НамаХ швабхйаХ…» наделенный разумом верующий преданно поднесет духи. Пусть он с мантрой «НамастакШабхйаХ…» поднесет акшаты (неочищенные рисовые зерна).
26. Подношение цветов следует делать с мантрой «НамаХ пАрйАйа…». Листья бильвы следует подносить с мантрой «НамаХ парНАйа…».
27. С мантрой «НамаХ капардине ча…» следует, в соответствии с правилами, поднести благовония. Следует предписанным образом поднести лампаду с мантрой «НамаХ Ашаве…».
28. С мантрой «Намо джйеШТхАйа…» следует поднести несравненную найведью. С мантрой «Трьямбакам…» следует снова поднести ачаману.
29. С мантрой «ИмА РудрАйа» следует поднести фрукт. С мантрой «Намо враджйАйа…» следует посвятить все Шиве.
30. Нам следует поднести одиннадцать неочищенных рисовых зерен одиннадцати Рудрам, сопровождая это двумя мантрами: «МА но махАнтам…» и «МА настоке…».
31. Пусть ученый верующий с тремя мантрами, начиная с «Хираньягарбха…», сделает пожертвование (дакшину) жрецу, а затем с мантрой «Девасйа твА…» совершит омовение (абхишеку).
32. С мантрой для подношения лампады (НамаХ Ашаве) следует совершить для Шивы обряд нираджаны (круговые движения светильниками вокруг божества). Следует с преданностью совершить пушпанджали (подношение цветов в сложенных лодочкой ладонях), сопровождая его гимном «ИмА РудрАйа…».
33. Затем пусть наделенный разумом верующий с мантрой «МА но махАнтам» совершит прадакшину (ритуальный обход божества) и, с мантрой «МА настоке…», выполнит восьмичастное простирание (саштанга-дандават).
34. Пусть он сделает Шива-мудру с мантрой «ЭШа те», абхая-мудру с мантрой «Йато йатаХ…» и джняна-мудру с Трьямбака-мантрой.
35. Пусть он выполнит маха-мудру с мантрой «НамаХ сенА…». Затем пусть он сделает дхену-мудру с мантрой «Намо гобхйаХ…».
36. Выполнив все эти пять мудр, пусть он совершит джапу Шива-мантры2. Пусть верующий, хорошо знающий Веды, прочитает мантру «Шатарудрия».
37. Затем пусть ведический ученый совершит панчанга-патху. После этого следует совершить висарджану (отдание пуджи) с мантрой «ДевА гАту…».
38. Итак, я объяснил поклонение Шиве согласно ведическому обряду, совершаемое во всех деталях. Теперь послушайте объяснение несравненного ведического обряда, совершаемого в сокращенном виде.
39. Глину следует принести с мантрой «Садйо джАтам». Окропление водой пусть совершается с мантрой «ВАмадевАйа».
40. Лингам следует изготовить с Агхора-мантрой. Совершать ахвану (призывание) следует с мантрой «Тат-ПуруШАйа».
41. Пусть лингам Хары будет установлен на основании с Ишана-мантрой. Пусть наделенный разумом верующий совершит в сокращенном виде (и) все другие обряды.
42. Пусть наделенный разумом верующий совершит с пятислоговой мантрой или любой другой мантрой, которую передал ему духовный наставник, поклонение согласно правилам, должным образом используя все шестнадцать упачар (и читая следующую молитву):
43. «Мы медитируем на Бхаву, разрушителя мирского существования, на Всевышнего Господа, на Угру, уничтожающего ужасные грехи, на Шарву, носящего на макушке полумесяц».
44. Пусть наделенный разумом верующий совершает поклонение Шиве с этой или ведической мантрой с великой преданностью, избегая ошибок. Шива дарует блага, когда Его стремятся умилостивить с преданностью.
45. Несмотря на то, что только что был изложен ведический способ поклонения, сейчас, о брахманы, мы перейдем к объяснению общераспространенного порядка поклонения Шиве.
46. Этот способ поклонения земляному лингаму Шиве заключается в чтении имен Шивы. О лучшие из мудрецов, он приводит к исполнению всех заветных желаний. Внемлите мне, пожалуйста. Я объясню это.
47 – 48. Пусть восемь имен Шивы: Хара, Махешвара, Шамбху, Шула-пани, Пинака-дхрик, Шива, Пашупати и Махадева используются, соответственно, для обрядов принесения глины, замешивания, установки лингама, призывания, обрядового омовения, поклонения, мольбы о снисхождении к недостаткам и отдания службы.
49. Пусть каждому имени предшествует Омкара. Имена следует использовать в дательном падеже и прибавлять к ним «намах». Пусть обряды совершаются в указанном порядке с великой преданностью и радостью.
50. Следует должным образом выполнить ньясу, а также анга-ньясу двумя руками. Пусть верующий выполнит медитацию с шестислоговой мантрой – «Ом намах Шивая».
51. Пусть верующий представляет в созерцании Шиву, сидящего посредине Своего сиденья на престоле Кайласы, почитаемого Санандой3 и другими. Шива подобен лесному пожару для подобной высохшим деревьям печали верующих. Он неизмерим. Его, украшение вселенной, крепко обнимает Его супруга Ума.
52. Пусть человек всегда медитирует на Шиву следующим образом. Он подобен серебристой горе. Он носит на лбу прекрасную луну. На Его теле множество сияющих украшений из драгоценных камней. В двух из Своих четырех рук Он держит секиру и лань, а двумя другими делает жесты дарования благословения и избавления от страха. Он исполнен радости. Он сидит в позе лотоса. Его окружают боги, собравшиеся со всех концов вселенной, которые возносят Ему молитвы. Он носит тигровую шкуру. Он – Изначальный Сущий, семя вселенной. Он рассеивает все страхи. У Него, троеокого Господа, пять ликов.
53. После медитации и поклонения несравненному земляному лингаму, пусть он должным образом выполнит джапу пятислоговой мантры, полученной от наставника.
54. О величайшие среди брахманов, пусть наделенный разумом верующий почтит Владыку богов разнообразными гимнами и прочитает мантру «Шатарудрия».
55. Пусть он возьмет в ладони, сложенные в форме чаши, неочищенные рисовые зерна и цветы и молится Шиве посредством следующих мантр:
56 – 60. «О Шива, милостивый, я – Твой. Твои свойства суть мой жизненный воздух. Мой ум неизменно устремлен к Тебе. Зная это, о повелитель духов, будь доволен мною. Чтобы я ни сделал, сознательно или бессознательно, по ходу джапы или поклонения, да принесет это, по Твоей милости, о Шива, (благие) плоды. Я величайший грешник, а Ты величайший из очищающих от греха. О Господь Гаури, зная это, поступай как Тебе будет угодно. О Великий Господь, Тебя не знают Веды, Пураны, школы философии и различные мудрецы. О Садашива, как же мне узнать Тебя? Как бы то ни было, всеми своими мыслями, о Шива, я принадлежу Тебе. Ты непременно спасешь меня. О Шива, будь доволен мной!»
61. Прочитав гимн, пусть верующий положит цветы и рисовые зерна на лингам Шивы. Затем, о мудрецы, пусть он с преданностью совершит восьмичастное простирание пред Шивой.
62. После этого пусть наделенный разумом верующий совершит предписанным способом обход божества. Пусть он с великой верой вознесет молитву Владыке богов.
63. Затем пусть он издаст глубокий гортанный звук4. Пусть он смиренно преклонит голову. После этого пусть он, согласно правилам, попросит прощение за возможные недочеты при совершении поклонения и выполнит обряд отдания службы.
64. Итак, о лучшие среди мудрецов, я поведал вам о порядке поклонения лингаму, которое приносит мирские наслаждения, освобождение и увеличивает преданность Шиве.
65 – 66. Всякий, кто с чистым сердцем читает или слушает эту главу, очистится от всех грехов, и у него исполнятся все желания. Это превосходное повествование дарует долголетие, здоровье, славу, небеса и, попутно, счастье для детей и внуков.
1 Панчамрита: пять видов пищи: молоко, простокваша, масло, мед и сахар.
2 «Намах Шивая».
3 Сананда: один из 4, 7 или 10 порожденных умом сыновей Брахмы.
4 Говорится, что жертвоприношение Дакши, разрушенное ганами Шивы, приняло облик козла, в то время как сам Дакша обратился в оленя и убежал. Имитируя в присутствии лингама Шивы звук, который издает испуганный козел, верующий доставляет радость Шиве.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: — ГЛАВА 21: “Число лингамов Шивы, которые нужно использовать в поклонении для осуществления желаний”