1 – 2. Брахма сказал: Однажды Дакша начал великое жертвоприношение, о мудрец. Небесные и земные мудрецы и боги были приглашены Шивой принять участие в этом жертвоприношении, и они достигли того места, будучи введены в заблуждение майей Шивы.

3 – 5. На жертвоприношение Дакши – моего сына прибыли Агастья, Кашьяпа, Атри, Вамадева, Бхригу, Дадхичи, досточтимый Вьяса, Бхарадваджа, Гаутама, Пайла, Парашара, Гарга, Бхаргава, Какубха, Сита, Суманту, Трика, Канка, Вайшампаяна и многие другие вместе со своими сыновьями и женами.

6. На этом жертвоприношении присутствовали все боги, охранители сторон света, чья удача возрастала, подчиненные божества с их предложениями помощи и служения.

7. Меня, творца вселенной, восславили (и призвали) с Сатьялоки и приняли там вместе с сыновьями, последователями и воплощенными Ведами и т. д.

8. Вишну, после должного приглашения и почестей, вместе со Своими ближайшими слугами и последователями прибыл на жертвоприношение с Вайкунтхи1.

9. Подобным же образом и другие, равно введенные в заблуждение, прибыли на жертвоприношение. Затем Дакша, враждебный к Шиве, радушно принял их.

10.Дакша разместил их в огромных божественных дворцах необыкновенно ценной отделки, излучающие ослепительное сияние, воздвигнутых Тваштаром2.

11.Получив должные почести, они расположились в этих дворцах, как им было удобно. Они сияли вместе со мной и Вишну.

12.На этом жертвоприношении, которое совершалось в святом месте Канакхале3, он (Дакша) назначил ритвиками Бхригу и других мудрецов.

13.Председательствующим был Сам Вишну, Которому помогали Маруты. Я выступал в роли брахмы (особого жреца), наблюдающего и руководящего проведением обряда.

14.Охранители сторон света стали привратниками и сторожами. Они были хорошо вооружены, и у них было множество слуг, чтобы помогать им. Они были исполнены огромного воодушевления.

15.На этом алтаре присутствовало само жертвоприношение в его прекрасном воплощенном образе. Блистательные мудрецы стали хранителями Вед.

16.Во время торжественных жертвенных церемоний священный огонь проявлял тысячи своих различных образов, чтобы принять жертвенные подношения Дакши.

17 – 18.Жертвоприношение совершали восемьдесят шесть тысяч ритвиков4 и шестьдесят четыре тысячи удгатри. Небесные мудрецы – Нарада и другие выступали в роли адхварью и хотри. Их было столько же. Семь мудрецов (вместе) снова и снова пели гимны-саманы.

19.Дакша пригласил на свое великое жертвоприношение гандхарв, совершенных существ, Адитьев, всех бесчисленных наг с их последователями и знатоков жертвенных обрядов.

20.Провидцы среди брахманов, царей и богов, цари вместе с их друзьями, министрами, воинством и т. д., Васу и другие предводители гана-деват – все они были приглашены им на жертвоприношение.

21.Должным образом посвященный, повязавший вокруг запястья священный шнур и должным образом выполнивший обряды свастьяяны5, Дакша блистал рядом со своей женой.

22.Злобный Дакша не пригласил на это жертвоприношение Шиву, решив, что Он не достоин принять часть жертвенных подношений, потому что Он Капалин6.

23.Из-за того, что Сати была женой Капалина, Дакша, в своей духовной слепоте не видя Ее добродетелей, не пригласил (и) Ее, хотя Она была его любимой дочерью.

24.В то время как на жертвоприношении Дакши происходили великие торжества, те, кто собрались на него, были поглощены каждый своей деятельностью.

25.Тем временем Дадхичи7, преданный почитатель Шивы, видя, что Господа Шивы нет на жертвоприношении, опечалился и сказал такие слова.

26.Дадхичи сказал: О вы все, небесные мудрецы и другие, внемлите моим словам! Почему Шива не принимает участие в торжествах по случаю этого жертвоприношения?

27.Разумеется, пришли все предводители богов, великие мудрецы и охранители сторон света. Тем не менее жертвоприношение не может быть полностью совершенным без великого духом, носящего трезубец Шивы.

28.Здесь не видно быкознаменного, синешеего Вечного Мужа, Великого Владыку. Великие ученые утверждают, что все благие плоды обретаются исключительно по Его воле.

29.О Дакша, если все неблагое, что принимает Трьямбака, становится благим и чистым, то благое мгновенно становится более великим, чем величайшее.

30.Поэтому тебе, или Брахме, или Вишну, Господу, следует немедленно отправить приглашение Великому Шиве.

31.Чтобы сделать жертвоприношение полностью совершенным, тебе следует, вместе с Индрой, охранителями сторон света, брахманами и совершенными существами привести Шиву сюда.

32.Вам всем следует отправляться туда, где пребывает Он. Немедленно приведите Шиву вместе с Сати!

33.О владыки богов, через Шиву, Высшее «Я», все освятится. Если Супруг Богини, Великое Существо, придет сюда, все будет хорошо во всех отношениях.

34.Поскольку все заслуги приобретаются через размышление о Нем и повторение Его имен, следует предпринять все усилия, чтобы привести быкознаменное Божество сюда.

35.Если Шива придет сюда, жертвоприношение будет освящено, в противном случае оно останется неполным и несовершенным. Говорю вам истину.

36.Услышав его слова, глупый и злобный Дакша в мгновение ока пришел в бешенство и насмешливо сказал.

37.Дакша сказал: Я призвал сюда Вишну, первопричину всех божеств, в котором пребывает вечная добродетель. Чего же недостает жертвенному обряду?

38.Вишну, в Котором обретаются все Веды, жертвоприношения и различные обряды, благословил это место Своим присутствием.

39.Брахма, дед миров, пришел сюда с Сатьялоки вместе с Ведами, Упанишадами и агамами.

40.Подобным же образом царь богов лично пришел вместе со всеми богами. Вы, мудрецы, свободные от грехов, также пришли.

41.Все, кто достойны принять участие в жертвоприношении и заслуживают почестей, пришли. Все вы знаете Ведические Писания и их смысл. Все вы твердо исполняете положенные вам обряды.

42.Для чего нам здесь Шива? О брахман, конечно, я отдал за него свою дочь, но это все потому, что меня склонил к этому Брахма.

43.О брахман, Шива не есть благородный муж. У него нет ни отца, ни матери. Он повелитель гоблинов, привидений и духов, и он неисправим.

44.Он высокомерный самонадеянный глупец, полный гордыни и недоброжелательства. Он недостоин этой священной церемонии. Поэтому я не пригласил его.

45.Поэтому впредь тебе никогда не следует делать подобных заявлений. Мое великое жертвоприношение должно иметь успех благодаря всем вам.

46.Брахма сказал: Услышав эти слова, Дадхичи громко, так, чтобы слышали боги и мудрецы, ответил. Его слова были исполнены (глубокого) смысла.

47.Дадхичи сказал: Без Шивы твое жертвоприношение стало «не-жертвоприношением». Воистину, гибель твоя близка – она ждет тебя на этом самом жертвоприношении.

48.Сказав это, Дадхичи демонстративно покинул жертвоприношение Дакши и тут же возвратился в свою обитель.

49.Затем некоторые влиятельные преданные почитатели Шивы, посвященные в традицию Шивы, прокляли Дакшу и возвратились каждый в свою обитель.

50.Когда мудрец Дадхичи и другие покидали жертвоприношение, злобный Дакша, враждебный к Шиве, насмешливо сказал им.

51.Дакша сказал: Пропал этот брахман-любимец Шивы по имени Дадхичи, равно как и другие того же рода, которые ушли с моего жертвоприношения.

52.И это только на пользу. Я всегда приветствую подобные вещи. О Индра, боги и мудрецы, говорю вам истину!

53.Они тупоголовы и бессмысленны. Они негодяи, которые предаются лживым рассуждениям и дискуссиям. Они вне рамок ведической системы. Да будут эти люди дурного поведения отлучены от жертвенных обрядов.

54.Вы все – брахманы, мудрецы и боги во главе с Вишну обеспечат успех моему жертвоприношению.

55 – 56.Брахма сказал: Услышав эти слова, небесные мудрецы, введенные в заблуждение майей Шивы, совершили поклонение божествам, (присутствовавшим) на этом жертвоприношении. О великий мудрец, итак, я объяснил, как было проклято великое жертвоприношение. Теперь я объясню, как оно было разрушено.

1 Вайкунтха: также называется «Вайбхра». Обитель Вишну. Согласно различным описаниям, находится или на восточном пике горы Меру, или в Северном океане.

2 Тваштар отождествляется с Вишвакарманом, зодчим богов.

3 Канакхала: священный город на Ганге около Харадвары, где Дакша совершал великое жертвоприношение, на котором Сати сожгла Себя. В Канакхале река Ганга считается очень священной.

4 Священников (ритвиджей), участвующих в ведическом жертвоприношении, обычно четыре. Это хотри, адхварью, удгатри и брахма, соответствующие четырем Ведам – Риг, Яджур, Сама и Атхарва, соответственно. У каждого из священников имеется три помощника, т. е. общее число получается шестнадцать. Вот названия помощников. У хотри: майтраваруна, аччхавака и гравастут; у адхварью: пратипрастхатри, нештри и уннештри; у удгатри: прастотри, пратихартри и субрахманья; у брахмы: брахманаччхамсин, агнидхра и потри. См. «Ашвалаяна-шраута-сутра», IV.1.4 – 6.

5 Цикл ведических мантр, которые читают, чтобы обеспечить процветание и благую удачу.

6 Шиву называют именем «Капалин» потому, что Он носит в качестве украшения человеческие черепа (капала).

7 См. «Махабхарата», XII.20.283, где Дадхичи порицает Дакшу.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: — 28 ГЛАВА “Путешествие Сати”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *