Брахма сказал: Сати достигла места, где совершалось красочное жертвоприношение, в котором участвовали исполненные воодушевления боги, демоны, великие мудрецы и т. д.

Она увидела дворец Своего отца, изобилующий чудесными вещами, сияющий и прекрасный, как и сонмы богов и мудрецов.

Богиня остановилась у ворот и сошла с Нандина, быка. Самостоятельно Она проследовала внутрь, где находилась жертвенная арена.

Увидев Сати, Ее достойная славы мать Асикни и Ее сестры почтительно приняли Ее.

Дакша, даже увидев Ее, не показал ни единого знака или жеста любви или уважения. Также и другие, введенные в заблуждение майей Шивы, не поприветствовали Ее из страха перед Дакшей.

Затем Сати поклонилась Своим родителям, о мудрец. В Своем удивлении (вызванном холодным приемом) Она бросала взгляды на каждого.

На этом жертвоприношении Сати увидела доли, предназначенные для божеств, Вишну и других, но не для Шивы. Тогда Она впала в великую ярость.

Пренебрегаемая таким образом и потому очень разгневанная на каждого, Она направляла Свой пылающий яростный взор на Дакшу и каждого, кто присутствовал там.

Сати сказала: Как случилось, что ты не пригласил Шиву, Который исполнен высочайшей благодати, и Которым освящается вся вселенная, движущаяся и неподвижная?

Что такое это жертвоприношение без Шивы, Который есть само жертвоприношение, совершающий жертвоприношение, жертвенные дары, сопутствующие элементы жертвоприношения и величайший из тех, кто знает жертвоприношение.

Каждый обряд, совершенный без Него, будет нечист, но с Ним или даже благодаря простому воспоминанию о Нем, оно становится чистым.

То, что подносится, мантра, хавья и кавья1 – все тождественно Шиве. Как же случилось, что жертвоприношение совершается без Него?

Или ты относишься к Нему без уважения, считая Его равным обычным богам? Ты стал скудоумен и подл, хотя ты и Мой отец.

Увы, ты не знаешь Шиву, Великого Господа, служа Которому, Вишну, Брахма и другие боги стали теми, кто они есть.

Как случилось, что Вишну, Брахма, другие боги и мудрецы присутствуют на твоем жертвоприношении без их Господа Шивы?

Брахма сказал: Сказав это, Сати несколько раз обратилась к Вишну и другим с язвительными словами.

Сати сказала: О Вишну, разве Ты не знаешь истинной природы Шивы, о Котором Веды говорят как об одновременно полном (разнообразных благих) свойств, и лишенном свойств?

18 – 19.Хотя как руководитель царя Шалвы2 Шива много раз хватал Тебя за руку и ставил Тебя на место, Ты так и не понял что к чему, раз выказываешь желание принять Свою долю от жертвоприношения Дакши, на которое не приглашен Господь Шива.

20.О Брахма, раньше у тебя было пять лиц. Когда ты проявил спесь по отношению к Шиве, Он сделал тебя четырехликим. Удивительно, что ты это забыл.

21.О Индра, разве тебе не известна доблесть Великого Господа? Однажды Шива безжалостно превратил твою громовую стрелу в пепел.

22.О боги, разве вы не знаете силы Махадевы, о Атри, о Васиштха, о мудрецы, что вы все здесь делаете?

23 – 24.Однажды Господь (прося милостыню) странствовал по Даруване3. Вы, мудрецы, прокляли Его, принявшего облик нищего. Как же вы забыли, что сделал Шива в ответ на ваше проклятие? Вся вселенная, движущаяся и неподвижная, была сожжена Его лингамом.

25.Вы все – Вишну, Брахма, боги, мудрецы и прочие сделались глупцами, поскольку собрались здесь без Шивы.

26.Шиву, обуздавшего Свою речь, познаваемого только через самосознание, никто не может постичь лишь с помощью Вед вместе с дополнениями к ним и других священных текстов.

27.Брахма сказал: Разгневанная Сати, Мать вселенной, Чье сердце было исполнено печали, произнесла много подобных слов.

28.Услышав Ее слова, Вишну, боги и мудрецы хранили молчание, хотя их сердца были опечалены из-за Шивы.

29.Но Дакша, услышав эти слова своей дочери, злобно посмотрел на Сати и сказал Ей так.

30.Дакша сказал: О благородная госпожа, Ты ничего не достигнешь здесь Своими многословными речами. Ты вольна уходить или оставаться. Зачем Ты вообще пришла?

31.Мудрые знают Твоего мужа Шиву как неблагого. Он не происходит из благородного рода. Он повелитель гоблинов, приведений и духов. Он отлучен от ведических обрядов.

32.Зная, что внешний вид Шивы не соответствует правилам приличия, любезная доченька, я не пригласил его на жертвоприношение, где присутствуют боги и мудрецы.

33.Понуждаемый Брахмой, я выдал Тебя замуж за порочного, чванливого Шиву, который не знает обычаев (благочестивых). Я поступил как грешник и тупица.

34.Поэтому оставь Свой гнев. Успокойся. (Да увидим мы) Твою очаровательную улыбку. Проделав (весь путь) на это жертвоприношение, Ты можешь получить Свою Собственную долю.

35.После такого обращения дочь (Дакши) Сати, почитаемая в трех мирах, необычайно разгневалась, видя Своего отца, полного презрения.

36.Она думала: «Как Мне возвращаться к Шиве? Конечно, Я желаю увидеть Шиву, но что Я Ему отвечу, когда Он спросит Меня?

37.Сати, Мать трех миров, проявляя признаки гнева, сказала Своему злобному отцу Дакше.

38.Сати сказала: И тот, кто хулит Шиву, и тот, кто слушает такую хулу, отправляются в ад и остаются там столько, сколько существуют луна и солнце.

39.Поэтому Я избавлюсь от Своего тела и войду в огонь. О отец, зачем Мне жизнь, если Я настолько неудачлива, что Мне приходится выслушивать презрительные замечания о Моем Владыке?

40.Если кто-нибудь сильный отрежет язык человеку, который допускает такие дерзкие замечания по поводу Шивы, и тот и другой освободятся от греха.

41.Если разумный человек не обладает достаточной силой (для этого), пусть он закроет уши и покинет то место, тогда он сохранит чистоту – так говорят ученые.

42.Брахма сказал: Так провозгласив правило благочестия, Она вспомнила предостережение Шивы и с сердцем, разбитым горем, раскаялась (в Своем необдуманном путешествии).

43.Затем, вызывая еще большую ярость Дакши, Она решительно заявила Вишну и всем прочим богам и мудрецам.

44.Сати сказала: Почтенный отец, ненавидя Шиву сейчас, ты непременно горько пожалеешь (об этом) в будущем. Немного помучившись здесь, ты обязательно испытаешь дальнейшие муки.

45.Есть ли кто-нибудь, кроме тебя, кто враждебен Шиве, Который свободен от враждебных чувств, Который есть Великий Дух и Который не ненавидит и не испытывает привязанности ни к кому в этом мире?

46.Неуважение к великим возникает у дурных людей вследствие чувства соперничества, но в отношении тех, чье качество косности (тамасика) подавлено пылью со стоп великих, это благоприятно.

47.Слоги «ши» и «ва», даже если произнести их всего лишь раз случайно, способны подавить все грехи.

48.Удивительно, что ты настолько порочен, что питаешь злобные чувства к Шиве – Владыке всего, Чьи решения неоспоримы, и Кто есть святейший из святых. Ты, несомненно, враг Шивы.

49 – 50.Прискорбно, что ты, из глупости, затаил злобу на Шиву, благодетеля каждого, Чьи лотосоподобные стопы всегда служат прибежищем для пчел в образе умов высоких духом людей, Который дарует все благословения, даже таковое в виде осознания «Я».

51.Разве ученые – Брахма и другие, Санака и мудрецы – (все), кроме тебя, не считают Шиву святым?

52 – 53.Шива, держащий в Своих руках череп, обитает на площадках для сожжения трупов в обществе гоблинов. Он носит спутанные волосы. Но мудрецы и боги держат пыль с Его стоп у Себя на головах. Такова природа Господа Шивы, Великого Бога.

54 – 55.В Ведах предписываются два вида действий: безоговорочные и содержащие в себе уступку. Ученые проводят различие между этими двумя видами и считают, что они не могут существовать одновременно и не могут встречаться в одном и том же существе. Но в Шиве, Великом Брахмане, эти действия не производят никакого следствия.

56 – 57.Да не пойдем мы твоим путем эгоизма4, что явлен на твоих жертвенных аренах, которых жертвенный огонь коснулся, чтобы с отвращением отвергнуть подношения. Наш нескрываемый путь – это тот, которым следуют авадхуты. О отец, тебе нужно отбросить спесь и самонадеянность, овладевшие твоим извращенным умом.

58.К чему лишние слова? Ты порочен во всех отношениях. Ты злобен. Я не хочу больше иметь ничего общего с этим телом, порожденным тобой!

59.Позор тому, кто всегда порочен и кто совершает невероятно греховные поступки! Пусть разумный человек избегает даже соприкосновения с подобным типом!

60.Я потомок твоего рода, как часто говорит быкознаменный Господь Шива. Поэтому Меня естественно называют «Дакшаяни» (дочь Дакши). Это больно ранит Меня.

61.Я отброшу как труп Свое тело, рожденное от твоего тела. Оно заслуживает презрения. Оставлю его, и обрету счастье!

62.О мудрецы и боги, слушайте Мои слова! Ваши действия недостойны во всех отношениях. Вы сделались злобны.

63.Вы впали в заблуждение. Вам доставляет наслаждение хулить Шиву и придираться к Нему. Каждый из вас будет должным образом наказан Шивой.

64.Брахма сказал: Сказав так Дакше и другим, присутствовавшим на жертвоприношении, Сати замолчала. После того, как Она подумала о Своем горячо любимом Господе, слова замерли у Нее на устах.

1 Хавья-кавья: жертвенные возлияния богам и предкам.

2 Шалва, царь страны Шалва (современный Раджастхан), который был враждебен Вишну.

3 Дарувана, или Дарукавана, который включает в себя храм Нагеши, одного из двенадцати джьотир-лингамов Шивы, отождествляется с Аундхом. Другая вана с тем же названием находится в следующих местах: 1) в Гималаях около Бадринатха (Махабхарата, XIII.25 – 27); 2) около Виджаешвара в Кашмире. Вследствие таких расхождений определить точное местонахождение в настоящем контексте невозможно.

4 Текст этого стиха во всех печатных изданиях недостоверен. Настоящий перевод основан на варианте «асмитАстхитАХ», который мы предпочли варианту «асмадАстхитАХ».

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: — 30 ГЛАВА “Сати оставляет тело. Хаос, последовавший за этим”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *