Глава 3
«Обсуждение Постигаемого и смысла постижения»
Вьяса сказал:
- Выслушав слова Суты, великие мудрецы сказали: «Пожалуйста, поведай замечательную Пурану, полностью разъясняющую сущность Веданты»
- Весьма довольный просьбой мудрецов, Сута, помедитировав /некоторое время/ на Шиву, сказал им:
Сута сказал:
- Размышляя о Шиве, свободном от пороков, да будете все вы внимать этой «Шива Пуране», лучшей среди Пуран, что разъясняет сущность Вед.
4-5. Три /вещи/ — бхакти /преданность/, джняна /знание/ и вайрагья /отречение, непривязанность/ — провозглашены в качестве объекта, который можно постичь лишь с помощью Веданты, описаны особо.
6-8. Пусть все слушают Пурану, воплощающую в себе сущность Вед. Прежде, когда множество кальп пронеслись, а эта кальпа началась с процесса творения, великий спор произошел среди мудрецов /риши/ трех кланов, что придерживались различных взглядов в отношении того, что считать великим /важнейшим/, а что — нет. Они приблизились к Создателю Брахме, чтобы спросить его о вечном и неизменном.
9-12. Все они с руками, сложенными в почтении, обратились со словами выражающими смирение: «Ты воистину Создатель всей Вселенной, причина всех причин. Кто та Сущность, что старше всех таттв /принципов бытия/, величайшая из величайших?»
Брахма сказал:
«Та Сущность, о которой невозможно даже говорить — /Тот/, к Кому невозможно приблизиться даже в уме; Тот, от Кого произошла вся эта Вселенная /вместе/ с Брахмой, Вишну, Рудрой и Индрой, равно как со всеми элементами и всеми органами чувств, появился вначале всего. Он — Господь Махадэва, Всеблагой Владыка Вселенной. Он может быть реализован через высочайшую преданность и ни через что-либо еще.
- Рудра, Хари, Хара и другие повелители девов всегда жаждут узреть Его, движимые великой преданностью.
- Какая польза в многословном утверждении /этого/? Каждый достигает освобождения благодаря одной лишь преданности Шиве. Преданность Божеству — вот что необходимо для Его милости, а Его милость изливается благодаря преданности, так же как семя дает рождение побегу, а побег производит семена.
- Потому, о брахманы, все вы снизошли на землю ради удовлетворения Господа. Вам надлежит совершить жертвоприношение продолжительностью в тысячу лет.
- Лишь по милости Шивы, который будет главенствующим Божеством в этом жертвоприношении, этот смысл постижения Постигаемого может быть реализован и то, что является сущностью Видьи /Знания/ — /мистического Знания/, содержащегося в Ведах, /может быть познано/.»
Мудрецы сказали:
- «Кто этот Постигаемый?!! В чем заключается великий смысл постижения? Какого характера совершающий обряды? Пожалуйста, разъясни это точнее.»
Брахма сказал:
- «Достижение мира Шивы и есть Постигаемое. Смысл постижения заключается в служении, обращенном к Нему. Садхака /совершающий обряды и др. практики/ есть тот, кто свободен от желания — даже от желания проведения /обряда/, который рассматривается как результат Его милости.
- Обряды, упоминаемые в Ведах, должны совершаться ради плодов, посвящаемых Ему. Тогда через салокья /достижение Его мира/ он /т.е. садхака/ достигнет стоп Великого Господа.
- Все достигают великого плода в соответствии с уровнем, достигаемым в преданности. Пути достижения этих уровней многочисленны и разъяснены Самим Ишей /Владыкой/.
- Я сообщаю о том же вкратце и разъясняю вам сущностный смысл.
- Слушание восхвалений Шивы, прославление Его всевозможными словами и размышление о Нем в уме — эти /три вещи/ представляют собой величайшие из предназначений. Махешвара — объект слушания, прославления и созерцания /медитации/.
- Так, Шрути /Откровение, Веда/ — наш авторитет. Прибегая /обращаясь/ исключительно к этому великому средству, все вы /уверенно/ достигнете Постигаемого.
- Принимая во внимание зримые вещи, люди видят своими глазами и начинают действовать. Интересуясь невидимым повсюду, они познают /это/ через уши и /так/ активизируют себя.
- Поэтому шравана /слушание/ — первый принцип. Разумный ученик должен слушать устное разъяснение учителя и /только/ затем практиковать другие принципы — киртана/воспевание/ и манана /размышление/.
26-27. Когда практикуются хорошо все средства вплоть до мананы, Шива-йога /единение с Шивой/ постепенно достигается, как результат через салокья /обретение Его мира/ и др. Все недостатки тела устраняются и реализуется высшее блаженство. В действительности — это /поначалу/ мучительный и неприятный процесс, но затем во всем он становится благоприятным от начала и до конца.